| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа развития школыПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Управляющим Советом школы приказом по школе от 30 октября 2009 года от 30 октября 2009 года N 74 протокол N 5 Директор школы О.А.Ступак
Программа развития МОУ «Половинская основная общеобразовательная школа» «Школа здоровья и успеха» на 2009-2012 г.г.
Авторы программы: О.А.Ступак – директор школы С.Ф.Горбунова – заместитель директора по УР Л.А.Бушмакина – заместитель директора по ВР
2009 год Содержание программы
1. Паспорт программы развития 2. Информационная справка о школе 3. Анализ результатов реализации предшествующей программы развития 4. Концептуальные основания программы развития 5. Приоритетные направления реализации программы 6. Ожидаемые результаты 7. Основные мероприятия по реализации программы развития
1. Паспорт программы развития
Программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по её реализации. 1.1. Нормативная база для разработки. · Конвенция о правах ребёнка. · Закон Российской Федерации «Об образовании». · Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. · Концепция целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы». · Программа развития системы образования Чусовского муниципального района на период 2008-2010 годы. · Устав школы и локальные акты.
1.2. Программа развития: l является руководством к действию для педагогического коллектива Половинской основной общеобразовательной школы на 2009-2012 годы; l определяет стратегические и тактические цели, а также задачи развития школы на данный период времени; l определяет основные направления развития школы в связи с имеющимися социальным заказом и прогнозом его изменений.
1.3. Цель программы: Создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни; усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его успешную адаптацию к новым социально-экономическим условиям.
1.4. Основные задачи программы: · Усилить роль социально-психологической службы в выборе оптимального способа обучения, соответствующего физическому и психическому состоянию ребёнка и гарантирующего успешность. · Совершенствовать систему профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья детей. · Создать условия для успешности прохождения итоговой аттестации выпускников основной школы и дальнейшей их социализации.
1.5. Программа развития рассчитана на 3 года и реализуется поэтапно: · Ориентировочный (2009-2010 учебный год) 1. Выявление и осмысление проблем и поиск путей их решения. 2. Разработка программ и планов деятельности по отдельным направлениям. l Основной этап (2010-2011 учебный год) 1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса (апробация выбранных технологий и форм работы). 2. Организация профилактической деятельности. · Обобщающий (2011 – 2012 учебный год). Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. 1.6. Управление программой. Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы и Управляющим Советом школы.
2. Информационная справка о школе
2.1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Половинская основная общеобразовательная школа» расположена в маленьком поселке Половинка Скальнинского сельского поселения Чусовского района Пермского края. В настоящее время в трёх посёлках (Половинка, Всесвятская, Центральный) Скальнинского сельского поселения проживает 1722 человека. На территории поселка расположены следующие учреждения культуры, образования и здравоохранения: l Здание Половинкинского сельского дома культуры на базе бывшей столовой поселка; l Поселковая библиотека, обслуживающая читателей 5 раз в неделю; l Фельдшерско-акушерский пункт в помещении бывшей Скальнинской больницы; l Основная общеобразовательная школа со структурным подразделением –детский сад. Таким образом, наша школа – это социокультурный центр как для детей, так и для взрослых. Школа в п. Половинка основана в 1941 году как начальная, с 1957 года – семилетняя школа, с 1960 года – средняя общеобразовательная школа. В настоящее время – МОУ «Половинская основная общеобразовательная школа». С 1999 года на её базе работает школьный краеведческий музей. 2.2. В 2009-2010 учебном году школа готовится пройти лицензирование и аккредитацию и подтвердить свой статус общеобразовательной школы, реализующей программы дошкольного, начального общего, основного общего и дополнительного образования. 2.3. Сегодня школа функционирует как образовательное учреждение, в котором сформировано 7 классов - комплектов, всего обучается 110 человек и структурное подразделение с детьми в количестве 15 человек. Обучение в школе проводится в 1 смену с 8.30 ч. Количественный состав учащихся имеет тенденцию к уменьшению и на ближайшие 3 года. Это обусловлено тем, что в бывших шахтерских посёлках проживают в основном военные и в связи с переездами родителей, учащиеся выбывают в другие общеобразовательные школы.
Средняя наполняемость классов 12 человек. Режим работы школы – шестидневная учебная неделя во 2-9 классах, пятидневная неделя в 1-ом классе. В школе обучаются дети с трех поселков: Половинка, Всесвятская и Центральная. Подвоз учащихся в количестве 40 человек осуществляется транспортом 2-х учреждений ФБУ ИК-10 и ФБУ ИК- 35. 2.4. Педагогический коллектив объединяет 12 учителей и 2 воспитателей. Возрастной состав педагогов оптимальный, средний возраст педагогических работников – 38 лет. Из 12 работающих учителей – 1 совместитель, 1 молодой специалист, один учитель имеет звание «Отличник народного просвещения». Шесть учителей – выпускники данной школы, двое из них закончили педагогические заведения с отличием. Учебное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами, кроме учителя музыки. 8 учителей имеют стаж педагогической работы 20-26 лет, 4 учителя от 1 года до 5 лет. Динамика кадрового потенциала представлена таблицей:
Из анализа видно, что коллектив стабилен, обновление происходит незначительное. Уровень квалификации и образования средний. Педагоги постоянно занимаются самообразованием. За последние 3 года курсы повышения квалификации прошли 100 % учителей. Один молодой специалист продолжает заочно обучаться, получая высшее образование. Ежегодно участвуем в конкурсах «Учитель года». В 2009 году на базе школы был проведён профессиональный конкурс «Учитель года -2009», в котором участвовали учитель начальных классов Горбунова С.Ф. и классный руководитель Пьянкова Н.Ю. 2.5. Для совершенствования управления школой введена практика привлечения к процессу выработки, принятия решений и их реализации учителей и учащихся школы, а также родителей обучающихся, жителей сельского социума и заинтересованной общественности. В процессе своей деятельности мы выделяем следующие формы группового участия учителей, родителей, общественности и учащихся в управлении школой: · Управляющий совет школы; · педагогический совет школы; · малые педсоветы; · совет профилактики; · психолого-медико-педагогический консилиум; · методическое объединение классных руководителей; · аттестационная комиссия; · родительские комитеты классов; · сообщество выпускников; · совет дела «Лидер». 2.6. По данным исследования, родители учащихся по принадлежности к той или иной социальной группе распределяются следующим образом: - рабочие – 6,36 %; - работники бюджетной сферы (учителя, воспитатели, медицинские работники, бухгалтера) – 11 %; - военнослужащие – 82,4 %; - пенсионеры – 0,12 %; - не имеют постоянной работы – 0,12 %. Подавляющие большинство населения – военнослужащие, так как на территории бывшего шахтёрского посёлка действуют три исправительные колонии. Несмотря на это, имеющиеся предприятия не обеспечивают жителей посёлков необходимым количеством рабочих мест, и их часть трудится в городе Чусовом на ОАО «ЧМЗ». Образовательный уровень населения: с высшим образованием 8 % родителей, со средним профессиональным – 56 %, со средним или неполным средним – 36 %. 120 семей имеют детей школьного возраста. Из них семей со средним уровнем дохода – 74 %, малообеспеченных семей – 26 %. В полных семьях живут 88 учеников, только с матерью 19, сироты - 5. Настораживает тот факт, что 5 % семей учащихся могут быть отнесены к так называемым неблагополучным. 2.7. За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения. Динамика результатов обучения может быть представлена таблицей:
В ходе выбора направлений развития школы анализу подвергается показатель уровня успешности и качества обученности учащихся. Школьные мониторинговые исследования позволяют сделать выводы о стабильности результатов обучения, успешной адаптации и социализации наших выпускников. Каждый год наши выпускники получали медали «За успехи в учении». По итогам 2008-2009 учебного года выпускники 9 класса показали низкие качественные результаты: только 3 человека окончили год на «4» и «5». Проблемы с успеваемостью по многим предметам были у третьей части учеников. Предполагать хорошие результаты экзаменов было нельзя. Выпускники 9 класса впервые сдавали экзамены по русскому языку и математике по федеральной модели и выезжали для сдачи экзамена в школу города Чусового. Уже это стало некоторым психологическим барьером для обучающихся. При этом нужно отметить, что все выпускники (4 человека) подтвердили свои годовые отметки «хорошо» на экзамене. Результаты экзаменов по другим предметам были ожидаемы примерно на таком уровне, какой и показали выпускники этого класса. Результаты итоговой аттестации выпускников 9 класса за 2008-2009 учебный год
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса также подтвердили прогнозирование их. Выше среднего по району результаты по русскому языку, биологии и географии. В целом выпускники 11 класса показали хорошие результаты аттестации: все преодолели порог минимального количества баллов как по обязательным предметам, так и предметам по выбору. 4 претендента на серебряные медали подтвердили право на получение награды результатами ЕГЭ. А также 80 % из них продолжили свое обучение в высших учебных заведениях. Результаты итоговой аттестации выпускников 11 класса за 2008-2009 учебный год
Ежегодно школьники участвуют в муниципальном "Марафоне знаний" и занимают призовые места. Рейтинговая система оценки результатов ежегодных российских игр-конкурсов позволяет их участникам сравнить себя со сверстниками, поэтому интерес к играм "Лис", "Русский медвежонок", "Енот", "Кенгуру", "Почемучка" возрастает. 2.8. По группам здоровья учащиеся распределялись следующим образом:
У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушение зрения(14%) и осанки (33%). Питание учеников организуется через школьный буфет:
2.9. Наметилась тенденция повышения уровня воспитанности обучающихся во всех классах. Этому способствовал рост количества активных форм классных, школьных и внешкольных мероприятий, спортивных соревнований, личностно-ориентированный подход к вовлечению в школьные дела детей. Успешно организуется досуг обучающихся. Это связано, прежде всего, с устоявшимся кругом календарных дел, в которые ежегодно привносятся новые формы работы, наполняемые новым содержанием на фоне развития школьного соуправления, а также школьные традиции. 2.10. Школа функционирует в двух зданиях, одно из которых приспособленное, а второе в 1998 году капитально отремонтировалось. Школа располагает спортивным залом, спортивной площадкой, тренажерным залом, буфетом на 54 места, технической мастерской. Общее количество учебных кабинетов в основном здании – 7, один из которых - компьютерный класс с 11 компьютерами, другой - кабинет обслуживающего труда, третий- библиотека. Школьный краеведческий музей находится в приспособленном здании, библиотека расположена в основном здании, на 100% обеспечивает школьников учебниками. Школа оснащена видеокамерой, сканером, копировальной техникой, цифровым фотоаппаратом, телевизорами, аудио- и видеомагнитофонами различных модификаций, DVD – проигрывателями, кроме того, во всех предметных кабинетах установлены персональные компьютеры для проведения учебных занятий. Количество учащихся на один компьютер – 5 .
3. Анализ результатов реализации предшествующей программы развития
3.1. В 1999-2004 г.г. школа разрабатывала и реализовала концепцию « Наше здоровье – в наших руках», основными направлениями которой стали валеология, экология, туризм и краеведение, осуществляемые в процессе преподавания новых дисциплин: валеология, риторика, экология, - а также через систему внеклассной работы с учащимися. Анализ проделанной работы показал, что выбор нескольких направлений деятельности не позволяет достигнуть запланированного результата. В 2004-2009 г.г. деятельность педколлектива была направлена на здоровьесбережение и повышение качества образования. 3.1.1. Основные результаты по блоку «Совершенствование системы обучения, способствующей развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху». За последние три года наметилась устойчивая тенденция сохранения, а в отдельных случаях и роста качества знаний при переходе школьников из класса в класс. Это стало результатом усиления индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися. Наблюдается небольшая тенденция повышения мотивации школьников к дальнейшему обучению. В основном выпускники продолжают обучение на экономических и педагогических факультетах вузов, в техникумах и в специальных школах юстиции. Это обусловлено сложившейся социально-экономической ситуацией в стране, ориентациями внутри семей и предпрофильного обучения в школе. 3.1.2. Основные результаты по блоку «Здоровье и отношение к здоровому образу жизни». Не уменьшилось количество школьников с отклонениями в здоровье. В школу дети поступают уже со II группой здоровья. Благодаря системной работе заместителей директора по УВР, социального педагога с учащимися, которые имеют вредные привычки, увеличивается количество обучающихся, занимающихся спортом, участвующих в спортивных соревнованиях. Улучшается организация питания (разнообразное меню), стабилизируется температурный режим в школе, организация подвоза детей, более качественно выполняются санитарно-гигиенические нормы в школе. 3.1.3. Основные результаты по блоку «Профессиональное развитие учителей». В целом повысилось качество творческих самостоятельных работ школьников, что в определенной степени связано с повышением компетентности учителей. 100% педагогов овладели информационными технологиями на функциональном уровне, работают над совершенствованием уроков, занятий по созданию успешности ученика. Обновился кадровый потенциал за счет молодых специалистов. 3.1.4. Основные результаты по блоку «Информатизация системы образования школы». Создана образовательная информационная среда учебной, педагогической, управленческой деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса, наиболее полно развивать способности обучающихся, удовлетворять их потребности и подготовить к будущей самостоятельной жизни, а также разрешить проблемы, мешающие развитию школы. 3.2. Основными социальными проблемами поселка, которые в значительной степени влияют на работу школы, являются: · отсутствие рабочих мест и ухудшение социально- жилищных условий в поселке Половинка; · тенденция старения населения поселка; · уменьшение контингента детей; · недостаточная конкурентноспособность выпускников сельской школы. 3.3. Прогноз развития ситуации в п. Половинка: l Кризисные явления в социально-экономическом развитии поселка будут складываться на работе школы ещё в течение ближайших 10 лет. l Ожидается регулярное сокращение контингента детей, поступающих в школу до 2012 года. l Относительно средний уровень образованности большинства населения поселков, учебная мотивация некоторых учащихся и стремление к развитию своей малой родины, будут способствовать социально-экономическому развитию поселков. l Предполагается, что образовательные запросы обучающихся и их родителей год от года будут возрастать. Сегодня родители школьников стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе. На основании данных социологических исследований, проведенных школьной психологической службой большинство родителей школьников считают главным научить своих детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, здоровыми, активными и востребованными. В основной школе ориентиром для большинства родителей является подготовка детей к поступлению в вузы (МОУ СОШ № 5 города Чусовой) или учреждения среднего профессионального образования. Вместе с тем имеется часть родителей, которые не ориентируют своих детей на продолжение образования в высшие учебные заведения. Они ожидают, что школа окажет их детям содействие в различных формах социализации в районе. Таким образом, школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями. 3.4. Несмотря на определенные достижения в обучении и воспитании, относительно стабильную динамику развития образовательного учреждения, были выявлены следующие основные противоречия, характерные для образовательного процесса Половинской основной общеобразовательной школы, на разрешение которых должна быть направлена новая программа развития школы. Это противоречия между: · Перегруженность содержания базовых курсов школьных предметов, приводящая к ослаблению психосоматического здоровья обучающихся, и необходимость введения новых, современных учебных дисциплин, таких как информатика с 3 класса, иностранный язык со 2 класса, граждановедение, позволяющих повысить конкурентоспособность выпускников школы; · ориентацией образования на воспроизведение знаний и реальными жизненными ситуациями, требующими употреблять знания в качестве инструмента в принятии самостоятельных решений; · ухудшение социального положения семьи, особенно в «глубинке», сельской местности и осознание величайшего влияния семейного воспитания на ребёнка; · тенденция негативного отношения к традициям, сложившимся в обществе, и потребность в сохранении нравственных устоев;
4. Концептуальные основания программы развития
Результативность работы школы определяется успешностью и достижениями её выпускников. Выпускник школы для того, чтобы чувствовать себя уверенно в условиях социально-экономических, политических и других изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой, иметь высокий уровень физического и психологического здоровья, быть уверенным в собственных силах и ориентироваться на различные достижения. И хотя образовательная функция школы остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактом оценки работы школы становится состояние здоровья школьника. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Мы выделяем несколько компонентов здоровья: 1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека. 2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта. 4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей. Можно считать, что критериями здоровья являются:
l текущее состояние органов и систем организма ученика, уровень их функционирования, роста и развития должен соответствовать достаточному уровню физического здоровья – «Я могу»; l текущее состояние психической сферы ученика должно соответствовать достаточному уровню психического здоровья – «Я хочу»; l текущая система мотивации жизнедеятельности ученика должна соответствовать достаточному уровню нравственного здоровья – «Я должен». Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, всего педагогического коллектива и самого ребёнка. Ученик должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущерблен и не адаптирован к реальной жизни. Школьникам, испытывающим недостатки со здоровьем, труднее учиться. И мы должны им помочь. Определяющая роль в сохранении здоровья принадлежит самому ребёнку, поэтому необходимо научить его теоретическим основам здорового образа жизни, умению выходить из стрессовых ситуаций с наименьшими потерями для здоровья, помочь ему осознанно и обоснованно сделать жизненный выбор. Администрации школы необходимо решить комплекс здоровьесберегающих, психолого – педагогических и социальных задач с целью повышения качества образования посредством сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для успешного решения данного комплекса задач обучение и воспитание могут основываться на личностно-ориентированном принципе, который предполагает обеспечение максимальной адаптации школы к учащимся и их индивидуальными особенностями, способностями и потребностями и формирование их готовности к дальнейшему саморазвитию, и на принципе психологического комфорта от осознания ситуации успеха, которая определяется:
· стилем взаимоотношений участников образовательного процесса, основанном на взаимоуважении; · возможностью самореализации личности через организацию разнообразной деятельности; · возможностью учиться и развиваться соответственно своим психо-физиологическим особенностям; · атмосферой творчества, являющейся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.
Если образовательный процесс в школе будет организован с учётом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психо – физиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, включает в себя наряду с педагогической медико – профилактическую деятельность, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
5. Приоритетные направления реализации программы
Программа развития образовательного учреждения сформирована как совокупность подпрограмм, выстроенных для достижения обозначенных выше задач в рамках имеющихся ресурсов. 5.1. Обоснование, цель и задачи подпрограммы «Совершенствование системы обучения, способствующей развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху» Главный лозунг «Выпускник Половинской ООШ - образованный, здоровый, воспитанный» В условиях уменьшения количества учащихся в школе и введения норм подушевого финансирования значительно сокращаются финансовые и материально-технические ресурсы, что отрицательно влияет на образовательный процесс. Кадровые проблемы не позволяют в полной мере решать вопросы дифференциации и индивидуализации обучения. Социальная ситуация в посёлке негативно отражается на качестве подготовки дошкольников. Больше половины будущих первоклассников это неорганизованные дети. Мониторинговые исследования показывают, что 80% первоклассников приходят в школу с низким уровнем подготовки.
На второй ступени снижается учебная мотивация школьников. Не все выпускники 9 класса осознают важность личностного и профессионального самоопределения. Таким образом, педагогический коллектив школы осознаёт, что в условиях постоянного уменьшения количества учащихся, значительного снижения финансирования, отсутствия потенциальных образовательных возможностей, необходимо сконцентрировать своё внимание на решении проблем основной школы. Цель: обеспечение высокого качества обучения всех учащихся в соответствии с их социальными возможностями и образовательными потребностями. Планируемые мероприятия: · Разработка программы совершенствования содержания и форм организации учебного и воспитательного процесса на ступени дошкольного образования, начальной и основной ступени. · Совершенствование системы предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. · Совершенствование системы подготовки к ГИА и работы по социализации выпускников второй ступени. · Переподготовка педагогических кадров. 5.2. Обоснование, цель и задачи подпрограммы «Здоровье»
Концепция данного направления строится на системном подходе к образованию, обновлении знаний по здоровому образу жизни у педагогов и учащихся в соответствии с современными взглядами на содержание предмета. Цель программы: создание в школе среды, способствующей сохранению физического и психического здоровья учащихся в процессе получения образования. Задачи программы: - организация уклада жизни школы, обеспечивающего здоровьесберегающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов; - выявление учащихся, нуждающихся в особом контроле; -планирование и реализация мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию выявленных трудностей; - отслеживание результатов деятельности. Основные направления: · Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство. · Организация и контроль за здоровым питанием. · Организация физкультурно-оздоровительной работы. · Организация профилактической и просветительской работы. · Мониторинг эффективности по данной программе. Ожидаемый результат: - получение конкретных данных, используемых для коррекции негативных явлений; - определение действенности профилактической работы; - составление планов работы в соответствии с полученными результатами; - повышение комфортности школьных условий; - разработка конкретных методических материалов в помощь педагогам и родителям; - активизация роли семьи в жизни школы; - создание в школе среды, способствующей формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни; - повышение компетентности учащихся в вопросах, касающихся собственного здоровья; - увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях.
5.3. Обоснование, цель и задачи подпрограммы «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся»
Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни своего района. Задачи: - усиление акцента на изучение в школе истории и культуры Отечества и родного края; - развитие в школе ученического самоуправления; - дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе, в том числе краеведения; - популяризация научно-практической и исследовательской деятельности учащихся. Содержание деятельности объединено в блоки, в которые включены районные, поселковые, традиционные школьные и разовые, посвященные определенным датам, мероприятия. 1 блок «Я – гражданин» Учитель- предметник ориентируется на максимальное использование возможностей учебного материала для патриотического воспитания. В школе введен курс граждановедения «Литературное Прикамье», уроки предмета обществознание с 5 класса. 2 блок «Малая Родина» Во внеурочной работе используются традиционные формы работы: классные часы, творческие конкурсы, соревнования, участие в социальных проектах, посвященных родному краю. Профориентационная работа. 3 блок «Мой дом» Организуется специальная работа в школьном музее: поисковые операции «Судьба семьи в судьбе страны», «Мои земляки в годы войны», «История одной фотографии». Краеведы проводят исследовательскую работу, которая включает в себя сбор материалов о живущих в поселке ветеранов ВОВ и локальных войн. Организуют встречи с участниками ВОВ, локальных войн, тружениками тыла, жертвами политических репрессий, узниками концлагерей, а также со старожилами поселка, творческими людьми. 4 блок «Будущее в наших руках» Включение учащихся в конкретные социально значимые дела. Акции «Аллея дружбы», «Школа – наш дом», «Сделаем свой поселок краше» и другие помогут ребятам принести пользу школе и поселку. Ожидаемый результат: повышение социальной активности учащихся в общественной жизни школы, поселка, города.
5.4. Обоснование, цель и задачи подпрограммы «Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства семей и детей в школе»
На период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека, который заключается в усвоении им системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Именно в процессе социализации человек становится личностью, способной функционировать в обществе. Этот процесс осложняется тем, что, как правило, дети не могут сами находить выход из сложных жизненных ситуаций и практически всегда нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Для профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками группы риска необходима правильная организация и тесное плодотворное взаимодействие администрации школы, классного руководителя, учителей-предметников, психолога и социального педагога. Цель: реализация модели организации работы по ранней профилактике социально-опасного положения и социального сиротства семей и детей в образовательном учреждении Чусовского муниципального района. Задачи: - раннее выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; - организация и проведение первичной и вторичной профилактики социально-опасного положения и социального сиротства; - координация индивидуального плана сопровождения и социального сиротства; - создание условий для успешной реализации ИПС; - обобщение и распространение положительного опыта работы данного направления; - защита прав и интересов учащихся. Последовательность действий: - составление социального паспорта класса с целью выявления детей «группы риска», социально-опасного положения и «нормы»; - организация учета детей «группы риска», формирование банка данных; - составление индивидуального плана сопровождения на каждого ребенка «группы риска»; - подписание договора с родителями о сотрудничестве; - назначение куратора и координатора; - организация выполнения плана и договора; - подведение итогов работы: снятие с учета и перевод в «норму» - положительная динамика; продолжение работы, информация в КДН специалисту по выявлению, перевод в категорию «социально- опасное положение». Ожидаемый результат: - снижение роста правонарушений среди учащихся.
5.5. Обоснование, цель и задачи подпрограммы «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» Подпрограмма, направленная на создание системы взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Главная цель подпрограммы: совершенствование системы взаимодействия семьи и школы как способ повышения эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса школы. Задачи : · Организация работы по поднятию престижа и ценности семьи, совершенствование форм семейного воспитания. · Совершенствование системы родительского всеобуча, развития разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня с учетом различного социального положения семей. · Совершенствование системы массовых мероприятий с родителями, работы совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся (детей). · Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики. · Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике вредных привычек. · Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета. · Обеспечение прав родителей на участие в управлении школой, организации учебно-воспитательного процесса (УВП). · Активное включение в работу с семьями социального педагога, педагогов дополнительного образования детей. Основные направления реализации подпрограммы: • Формирование эффективной системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. • Повышение психолого-педагогического просвещения и повышение культурно-образовательного уровня родителей. • Участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательного процесса. • Взаимодействие школы с общественными организациями, с органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребенка. • Создание условий для воспитания будущего семьянина, родителя, использование возможностей народной педагогики. • Создание системы оперативного информирования родителей по проблемам образования. • Создание на базе школы условий для совместного творчества детей, педагогов и родителей.
6. Ожидаемые результаты
В результате реализации программы развития должно произойти повышение успеваемости школьников до 100% и повышение качества знаний до 45%. · Выпускник начального общего образования освоит общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, овладеет навыками учебной деятельности, культурой поведения и речи. Будет обладать чувством самоконтроля и самостоятельности. Личностные качества выпускника: мотивация достижения успеха, уверенность в себе, трудолюбия, осознание ценности своего здоровья. · Выпускник, получивший основное общее образование, освоит на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана, овладеет основами компьютерной грамотности, приобретёт необходимые знания и навыки жизни в обществе, сформирует навыки здорового образа жизни, будет осознавать ответственность за своё здоровье, видя прямую связь между своим поведением и здоровьем. Личностные качества выпускника: самоопределение, стремление к самоутверждению, удовлетворённость своим положением, нравственное осознание. Повышение конкурентноспособности выпускника сельской школы. · Результатами реализации подпрограммы «Совершенствование системы обучения, способствующей развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху» станут: - организация курсов предпрофильной подготовки учащихся 8 класса (2 курса) и 9 класса (6 курсов); - качество итоговой аттестации выпускников 9 класса – 40%; - успешная социализация выпускников; - наличие и пополнение портфолио учащихся – 100%; - наличие электронных дневников – 40%. · Ожидаемыми результатами подпрограммы «Здоровье» являются те представления, знания, умения и навыки, которыми должны обладать учащиеся разных ступеней по окончании ими разделов программы, а также учитель, как участник валеологического образовательного процесса, будет строить свою деятельность, заботясь о сохранении здоровья учащихся, через поиск здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры. · Результатами реализации подпрограммы «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся» станет повышение социальной активности учащихся в общественной жизни школы, поселка, города. · В результате реализации подпрограммы «Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства семей и детей в школе» должно произойти сокращение количества школьников: - правонарушителей, совершающих антиобщественные деяния; - не успевающих, пропускающих без уважительных причин занятия в школе; - которые курят и употребляют спиртосодержащие напитки; - живущих в социально-опасных условиях (неблагополучных семьях) и входящих в группу риска. · В результате реализации подпрограммы «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка» произойдет : • Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков. • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности позитивного опыта. • Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания. • Усиление роли семьи в воспитании детей. • Формирование у молодежи качеств будущего семьянина и родителя. • Создание в школе семейных клубов, родительских клубов по интересам. •Создание в школе информационного пространства для родителей и общественности.
7. Основные мероприятия по реализации программы развития
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |